На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Третий срок товарища Си, с элементами прогноза

На третий срок, 10.03.23.jpg

Есть несколько важных моментов.

Во-первых, Китай, по всей видимости, избежал "перестройки" советского типа.
Той, которая при Горбачеве и Ельцине обернулась распадом СССР.

У меня есть рабочая гипотеза о циклах развития Китая.
Текущая ситуация выглядит так.

Где-то в районе 2004-2007 годов в Китае начался цикл властно-политической реорганизации.
В СССР этот цикл начался в 1987 году.

Советский Союз, как мы знаем, рассыпался в течение 5 лет.
То же самое могло произойти и в Китае.
Но не произошло!

Причин несколько:
- еще раньше, до начала цикла властно-политических реформ, в Китае восстановили рыночную экономику и частное предпринимательство, отделили власть политическую от власти экономической (ну, насколько это возможно, абсолютного разделения нет ни в одной стране);

- лидеры Китая учли советский опыт, удержали идеологический контроль, власть коммунистической партии и всю систему управления через партийные органы.

Оглядываясь назад, можно сказать, что СССР, наверное, мог бы существовать до сих пор.
Если бы не исторические ошибки.
Для этого реформы Брежнева-Косыгина должны были привести к восстановлению рыночной экономики и частного предпринимательства.
А реформы Горбачева должны были оставить власть в руках КПСС и ограничиться внутрипартийной демократизацией.

Впрочем, СССР пошел своим путем, Китай своим.
И тут возникла ситуация, которая в целом не очень благоприятная для Китая.

Китайцы больше не могут во внутренней политике опираться на советский опыт.
Они теперь стали первопроходцами.
Именно их опыт покажет миру, останется ли жизнеспособной конструкция партийного правления.

Понимаете, да?
Это когда власть не выбирают.
Когда она принадлежит одной партии и самовоспроизводится внутри этой партии по каким-то закрытым принципам бюрократического консенсуса.

Во-вторых, Си Цзиньпин сегодня играет роль централизатора.
В России ее исполнил Владимир Путин.

Циклы властно-политической реорганизации в Китае выглядят так (рабочая гипотеза):
1. 2004-2007 (какой-то один год в этом промежутке, он равен 1987 году в истории СССР/России) - 2016-2019 (1999 в России) – переход от моноцентризма к полицентризму в устройстве центральных органов власти;

2. 2013-2016 (1996 в России) – 2025-2028 (2008 в России) – переход от децентрализма к централизму в отношениях между центром и регионами;

3. 2022-2025 (2005 в России) – 2034-2037 (2017 в России) – переход от власти выборного правителя к власти выборной элиты.

Централизация в рамках данного понимания – это процесс, когда политическая власть у регионов и региональных начальников изымается в пользу центра.
Важно, что обычно участники процесса осознают централизацию расширительно.
Они понимают централизацию как сосредоточение максимума властно-политических полномочий - территориальных и центральных - в рамках одного из органов центральной власти, даже одного лица.

Наиболее подходящий вариант – президентство.
В партийной модели - генеральное секретарство.
Это очень удобные органы власти, допускающие их максимальную персонификацию.

Период утверждения централизма сейчас заканчивается.
С Гонконгом разобрались, встроили в вертикаль, остался Тайвань.
И с его независимостью в рамках централизма мириться довольно трудно.

Сейчас, кстати, довольно ответственный период завершения централизации.
Определяются субъекты нового централизованного устройства власти.
С точки персональной точки зрения все понятно, централизацию несет и олицетворяет Си Цзиньпин.
Но у него все еще есть выбор.
Он может быть субъектом централизации как Председатель Китайской народной республики.
Или как Генеральный секретарь партии, сосредоточивший в своих руках руководство Секретариатом и Политбюро.

В первом случае он будут строить государство на века.
Однако для этого Председательство нужно укоренить, институализировать…
Закрепить за ним значительную часть власти, которая находится сейчас в руках партийных инстанций.
А это очень опасно.
У Горбачева перенести власти из партийных в государственные учреждения не получилось.

Во втором конструкция власти в рамках партийных управленческих учреждений создается только на срок правления китайских коммунистов.
Это очень хлипкая конструкция с исторической точки зрения.
Но зато в рамках сегодняшнего дня это надежно, ничем не угрожает.

Так или иначе, период 2022-2025 – 2025-2028 (2005-2008 в России) – время определения субъектов централизации.
И завершения ее оформления.

Скорее всего, Си Цзиньпин ничего трогать не будет.
Главным властным органом централизма станет Генеральный секретарь ЦК - как человек по имени Си Цзиньпин и как партийное учреждение, орган власти, пост.

Кстати, без распространения вертикали на Тайвань централизация не будет полной.
Это большая заноза для Си Цзиньпина.
Ситуация просто вынуждает китайцев что-то предпринять.
Сохранение статус-кво недопустимо, оно подрывает централизм.

Но на централизации все не заканчивается.
Дальше Си Цзиньпин будет выстраивать новую конструкцию властно-политической элиты.
Путин выстроил, и Си придется этим заняться.

Важно отметить, что последнее 13-летие в рамках любого цикла – это бунташный период.
Как это выглядело в России в 2005-2017 годах, мы знаем.
Как это будет происходить в Китае в 2022-2025 – 2034-2037, мы увидим.
Без волнений не обойдется, это неизбежно.
Именно поэтому говорить о том, что властно-политическое устройство окончательно определилось, а КПК продолжит править страной через свои учреждения, пока рано.

Скорее всего, да.
Но возможны варианты.

Легко правления у Си Цзиньпина не будет.
Это только кажется, что Китай стабилен как ни одна другая страна.
На самом деле, Китай живет в эпоху перемен, как и Россия.
Но опираться на российский опыт китайцы больше не могут.

Подписывайтесь на Цикломир, мой Телеграм-канал

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх