На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Федор Шаляпин был «царем сцены». К 150-летию со дня рождения великого русского артиста

В эти дни в России отмечается 150-летие со дня рождения великого русского певца Федора Шаляпина, обладавшего уникальным голосом – высоким басом. Особенно широко празднуется юбилей в его родном городе - Казани, где 13 февраля, в день рождения Шаляпина, на доме, в котором он родился, была открыта мемориальная доска.

Федор Шаляпин обладал великолепным голосом, а сцена, которой он был верен до своего последнего дня, стала смыслом его жизни. Газеты того времени писали, что не Шаляпин служил музыке, а заставлял музыку служить себе. А ведь до признания на сцене у него была трудная и сложная дорога. Тот факт из жизни певца, что он родился в крестьянской семье и смог подняться до сцены императорских театров, кажется просто невероятным. Но это произошло! А начиналось все с пения в церковном хоре.

И немалую роль в становлении молодого певца сыграл меценат Савва Мамонтов, у которого был свой оперный театр в Москве. Именно Мамонтов уговорил молодого артиста перейти в его труппу из Мариинского театра, где он уже с успехом исполнял партии Мефистофеля из «Фауста» Гуно и Руслана из «Руслана и Людмилы» Глинки. В частной русской опере Мамонтова за четыре сезона (1896-1899 гг.) Шаляпин получил широкую известность. Певец удивительно тонко чувствовал русскую музыку, благодаря чему Шаляпину удалось создать глубоко правдивые и значительные образы в произведениях русских композиторов - Иван Грозный в «Псковитянке», Садко в «Варяжском госте» и Сальери в «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, Иван Сусанин в опере «Жизнь за царя» Глинки.

Видя природное дарование молодого Федора Шаляпина, Мамонтов помог певцу раскрыть свой талант. Позднее в своих воспоминаниях Шаляпин писал, что меценат не делал ему никаких ограничений и говорил, что если нужны костюмы, то будут костюмы, нужна новая опера, поставим и новую оперу. Эта всесторонняя поддержка дала Шаляпину возможность почувствовать себя сильным, чтобы преодолеть все препятствия на своем пути. Именно благодаря репертуару театра Мамонтова Федор Шаляпин сумел развить основные черты своего незаурядного темперамента.

В 1899 году Шаляпин возвратился служить в Императорские театры. Он пел в Большом театре, а его гастрольные выступления на сцене Мариинского театра явились значимыми событиями в музыкальном мире Петербурга. Через два года о Шаляпин дал 10 представлений в знаменитом миланском театре «Ла Скала», где выступил в заглавной роли в опере «Мефистофель» Арриго Бойто.

Революцию 1905 года Шаляпин принял близко к сердцу, жертвуя свои гонорары рабочим. А его выступления с такими народными песнями, как «Дубинушка», нередко становились самыми настоящими политическими демонстрациями. В 1907-1908 годах Шаляпин посетил с гастролями США и Аргентину.

Природа щедро одарила Шаляпина талантами. Он не только обладал неподражаемым голосом, но и сам придумывал себе грим, костюмы и прическу. Шаляпин дружил со многими талантливыми художниками своего времени, включая М.А. Врубеля, К.А. Коровина, В.А. Серова, В.Д. Поленова, а также Виктора и Апполинария Васнецовых. А И.Е. Репин, Б.М. Кустодиев и В.А.Серов оставили нам его замечательные портреты. По воспоминаниям его супруги итальянской балерины Иолы Торнаги Шаляпин прекрасно владел кистью и карандашом и при любом удобном случае делал карандашные наброски, причем не только на бумаге, газете или меню, но и на скатерти в ресторане.

Примечательно, что в 1917 году в Большом театре была поставлена опера «Дон Карлос» Дж. Верди, где певец исполнил не только партию Филиппа, но и был режиссером.

Грянула Первая мировая война. Шаляпин как истинный патриот России не смог остаться в стороне от происходящих событий. На собственные средства он открыл два лазарета для лечения раненых солдат, но при этом не говорит общественности о своей благотворительности. Только позднее из воспоминаний его юриста М.Ф. Волькенштейна, который долгое время занимался и финансовыми делами певца, стало известно, что Шаляпин много средств тратил, помогая нуждающимся.

С 1918 года Шаляпин являлся художественным руководителем бывшего Мариинского театра, и в том же году ему было присвоено звание народного артиста Республики.

Шаляпин был женат на Иоле Торнаги, имел шестерых детей, но в эмиграцию уехал со своей второй супругой Марией Петцольд. Уехал навсегда, но душой остался в России.

Своим мастерством Шаляпин покорил зрителей во многих странах, в Голливуде на «Аллее славы» есть его звезда. В середине 30-х годов он гастролировал в Маньчжурии, Китае и Японии, где дал 57 концертов. В августе 1927 года постановлением Совнаркома его лишили звания народного артиста и запретили возвращаться в СССР. Это случилось в том числе и из-за того, что в мае того же года Шаляпин пожертвовал средства детям эмигрантов. В июне 1991 года, спустя более полувека после смерти певца, это постановление было отменено российским правительством.

Шаляпин умер в Париже 12 апреля 1938 года на руках жены. Надпись на могильной плите на парижском кладбище Батиньоль гласила: «Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской». И только по разрешению сына Федора его прах был перенесен в Россию и перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх