Командование в спецоперации получают генералы, которые приобрели боевой опыт в Сирии. Западным военным округом будет командовать генерал-лейтенант Евгений Никифоров, который, как и Сергей Суровикин, возглавлял Объединенную группировку сил в Сирии.
Именно Никифоров обеспечивал безопасность президентских выборов в Сирии в 2021 году.
Крупнейшие операции проводили в Пальмирской пустыне между крупными городами Алеппо, Хама и Ракка. Также под командованием генерала Никифорова остатки боевиков выбивали из населенных пунктов в окрестностях города Кабани в Латакии.
Умение вести контртеррористические операции в городских условиях будет крайне важно с учетом выросшей оперативной значимости соединений Западного военного округа. Войска будут удерживать Сватово и Кременную, где сейчас активно действуют десантно-штурмовые группы ВСУ. И в том числе множество наемников из Иностранного легиона. Ликвидировать их и будут, как в Сирии — арабских и турецких террористов.
Центр восточноевропейских исследований (OSW) констатирует, что за последние недели ВСУ вдоль всей линии соприкосновения полностью потеряло оперативную инициативу. Она была первоначально перехвачена в начале сентября в ходе наступления на Харьковскую область, а затем до середины декабря пытались сохранять темп наступательных действия в направлениях Сватово и Кременной.
Теперь же ВСУ полностью перешли в оборону, уверены в OSW. Это связано с истощением ресурсов у обороняющихся: ВСУ так и не получило осенью обещанной НАТО поддержки в виде техники и боеприпасов в количестве, позволяющем продолжить более широкое наступление.
28 декабря Киев посетил министр обороны Франции Себастьян Лекорню. Однако даже он не обещал украинцам никаких новых вооружений.
Министр армии США Кристин Вормут заявила, что нынешние мощности оборонной промышленности США позволяют произвести не более 14 тысяч единиц артиллерийских снарядов в месяц. А именно столько украинская армия выпускает за два дня.
Замедлению украинского наступления способствовало также закрепление и усиление обороны России. Ареной самых ожесточенных столкновений всю зиму остается Бахмут. Ежедневно там происходит до 20 обстрелов со стороны российских войск, подсчитали в OSW. На украинские позиции на Бахмутском направлении приходится более 40% обстрелов на всей линии соприкосновения от Купянска до Марьинки.
Российские войска пытаются расширить прорыв северо-восточнее Бахмута (в районе Яковловки) и выбить обороняющихся с его северо-восточной окраины. К утру 31 декабря силы «Вагнера» и десантники сумели войти в Бахмут с южной стороны. Это стало завершением большого флангового удара юго-западнее города, где ранее было отбито у ВСУ село Ивановское.
Наступление на засевших в блиндажах украинцев идут севернее и восточнее Северска, севернее и южнее Авдеевки, западнее Донецка и на границе Харьковской области и ЛНР. На всех этих участках из-за недостатка снабжения украинцы были вынуждены уменьшить активность своих диверсионно-разведывательных групп.
Даже глава военной разведки Украины Кирилл Буданов был вынужден заявить, что бои временно зашли в тупик, так как силы обеих сторон — как на востоке, так и на юге Украины страны — временно не в состоянии добиться молниеносного прогресса.
При этом он отмечает, что украинцы вынуждены перебрасывать значительные силы, отвлекая их с Донбасса, в район Киева. Ведь здесь со стороны белорусской границы происходит значительное усиление российской группировки, которая уже превышает, по украинским оценкам, 10 тысяч человек.
ВСУ «обнажив» часть линии соприкосновения, вплотную столкнулась с угрозой решительного прорыва в ЛНР, считают на Западе. Российские войска продолжают накапливать технику и силы в ЛНР.
Причем российские войска все чаще используют тяжелые наступательные средства — термобарическую артиллерию против ВСУ на границе ЛНР и Харьковской области.
Одновременно в этим продолжаются высокоточные удары по украинской критической инфраструктуре. Эксперты считают, что для ее полного уничтожения необходимо нанести еще как минимум 2−3 крупных удара. И это свидетельствует о том, что Россия на самом деле не исчерпала своих запасов высокоточных ракет, в чем пытается убедить командование ВСУ.
Вместе с тем, к началу 2023 года положение на поле боя во многом стабилизировалось. Россия перехватила оперативное преимущество и стала наступающей стороной, однако пока что идет накопление достаточных средств для проведения решительного удара. Прорывы оборонительных позиций противника по мере истощения ресурсов у ВСУ будут только учащаться и расширяться. Вслед за Бахмутом падут и другие украинские укрепрайоны.
Свободная пресса