Вы ведь знаете эти идеи?
О том, почему положение России является безнадежным?
Коротко они выглядят так:
- современная экономика является глобальной, построена на кооперации;
- сейчас Россию выкидывают из мировых производственных цепочек;
- как только выкинут окончательно, нашей экономике придет конец;
- мы ничего серьезного – автомобили, тяжелую технику, самолеты, электронику, чипы - производить не сможем;
- Запад нас изолирует и уничтожит;
- всё.
Есть еще одно важное дополнение: никаких экономик внутреннего рынка не бывает, только северокорейская изоляция.
И вообще, нас слишком мало.
Внутренний рынок страны небольшой.
Из-за этого Россия никогда не сможет конкурировать со странами-гигантами (США, ЕС, Китай, Индия) и глобальными транснациональными корпорациями. Выпускать большинство промышленных товаров мы не можем.
Наши товары и услуги обречены быть неконкурентоспособными – дорогими и недоделанными (никогда не будет хватать денег на технологические инвестиции).
Думаю, все об этом слышали.
И уж тем более эти тезисы хорошо знакомы в верхах: в Кремле, в правительстве и в руководстве крупных компаний.
Что тут важно?
Не сами эти идеи, они являются спорными.
Но мы – люди – действуем на основе знаний и убеждений.
Если нас убедить, что ничего нельзя сделать, то мы не будем даже пытаться!
Что, строго говоря, и происходило в России.
Верхушка приняла мысль о вечном отставании России.
И об отсутствие условий для собственного производства.
Плюс ни на что не хватало денег.
Восторжествовала идеология: проще купить готовое, чем вложится в собственное производство.
После чего Россия начала встраиваться в глобальный рынок тем, что можно было продать – нефтью, газом, прочим сырьем и оружием советской технологической базы.
Еще у нас открывали сборочные цеха.
И предпринимались осторожные усилия по производству самолетов, машин и всего прочего в сотрудничестве с западными компаниями – Суперджет, МС-21, автомашины семейства "Лада" и т.д.
Мы действительно кооперировались.
Чисто российского не осталось практически ничего.
На Западе знали, что Россия уязвима, и стали бить по всем больным местам.
Но!
Запад просчитался.
А Россия просто себя недооценила, это наша традиция.
О том, как будет с Россией дальше, очень выразительно объяснил позавчера генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин.
Выступал перед Путиным на РСПП, и объяснил.
Это лучший пример.
Вы сразу всё поймете.
Там два основных пункта:
1) КамАЗ вырвали из глобальных цепочек поставок - иностранцы ушли, из-за чего завод остался без многих комплектующих;
2) современные автомобили разрабатывались как международные проекты, но иностранцы ушли, и серия К5 подвисла.
И что, КамАЗ пал?
Ничего подобного.
Он импортозаместился!
Обеспечили это сам КамАЗ и институты развития, созданные российскими властями.
Конкретно – Фонд развития промышленности.
Что они сделали?
Гендиректор Когогин привел конкретный пример.
Ушла компания ZF, она была совместным предприятием и выпускала коробки перемены передач.
Не стало 250 деталей.
За два месяца компания наладила производство 230 деталей.
А 20 деталей отдала "на Восток".
Понимаете, что важно?
Не 20 произвела, а 230 отдала производить куда-нибудь в Китай, а ровно наоборот.
И точно так же получилось со всеми комплектующим.
В результате со всем СП вопросы решены, они сегодня на 100% принадлежат КамАЗу.
Производство не остановилось, продолжается.
С новейшей серией К5 получилось так же.
Для их перезапуска без участия иностранных участников проекта понадобилось больше времени.
Но выпуск машин серии К5 начат.
И даже более того, возник дополнительный эффект.
- Мы, - сказал Сергей Когогин, - поскольку всё равно пришлось перерабатывать, предложили нашим клиентам новые потребительские свойства: ниже уровень шума, лучший расход топлива, большая мощность двигателя.
Это важно!
Налаживание собственного внутреннего производства – это не только независимость.
Это еще и технологические усовершенствования, технологический рывок.
Вот так сразу 2 в 1: производственная независимость + технологическая самостоятельность = технологический прогресс на выходе.
Так и будет, это принцип.
Маленького внутреннего рынка Когогин тоже коснулся.
Он сказал, что условия работы жесткие, в Россию приходят восточные игроки (это, кстати, к вопросу о том, что Россия идет к автаркии и хронической отсталости, потому что не с кем конкурировать).
Рынок тяжелых грузовиков в России – 75-80 тыс в год.
Восточный рынок – 1,5 млн.
Конкурировать трудно.
Но Когогин предложил решение: "не отказываться от сотрудничества, а создавать те условия, которые позволят нам использовать наше положение".
В этот момент подключился Путин, произошел обмен репликами:
С. Когогин:
- Всё-таки, что ни говорите, рынок России даже при таких сильных отличиях всё равно шестой или пятый в мире – его достаточно для того, чтобы продавать на сотрудничестве.
В. Путин:
- А в Европе, Сергей Анатольевич? Шестой – в мире, а в Европе?
С. Когогин:
- А в Европе мы первые. Столько нет.
В. Путин:
- Вот.
Я что увидел?
Быстрая и острая реакция Путин говорит о том, что ему хорошо известен этот аргумент – рынок слишком маленький, конкурировать сложно (невозможно).
Ну, он нашел для себя, что отвечать, как парировать.
Значит, соглашаться не хочет, намерен продавливать по сути внутриторговое развитие страны.
Все решается в головах, не забывайте.
Нас на какое-то время убедили, что у российского производства нет перспектив.
Убеждение у многих остается.
Если бы не специфические обстоятельства, так бы все и оставалось.
Да сам Когогин об этом сказал:
- Работа по импортозамещению была колоссальной. Я могу сказать: в обычной жизни, если бы кто-то мне сказал, что это можно сделать за год, я бы, наверное, посмеялся и подумал, что человек неумный.
Мне это очень понятно.
Когда я пишу о том, что впереди у России экономика внутреннего рынка, и мы к ней движемся, многие как-то так мне и отвечают.
Типа, не умный ты, парень, смешной, не понимаешь, как все устроено.
Все свои прогнозы – очередное обещание построения коммунизма за 20 лет.
А потом выступает гендиректор КамАЗа Сергей Когогин…
Дает конкретные примеры…
И все становится на свои места.
Ну, а Фома Неверующий – это модель, есть такие люди, их не переделаешь.
К счастью, страной и экономикой управляют не они.
Но вот те, кто управляют, де факто реализуют именно мой базовый прогноз.
Сергей Когогин - мой герой нового времени.
Наш герой.
Все у нас будет - свои автомобили, самолеты, тяжелая техника, экономика внутреннего рынка и высокий уровень жизни.
К тому дело идет.